Содержание и форма

Кант старался завершить синтез эмпиризма и рационализма с помощью объединения содержания и формы. "Содержание" относится к представлениям, которые получают наши чувства через стимулы, поступающие от предметов внешнего мира, и именно это – содержание нашего рассудка. Поскольку содержание – это сущность ощущения, привносимого извне, оно является апостериорным, эмпирическим элементом.

С другой стороны, "форма" относится к контуру, объединяющему материал или сумму неорганизованного опыта, представленного в чувствах. Кант утверждал, что априорные формы познания существуют внутри нас. Он доказывал, что посредством априорных форм становятся возможными синтетические суждения, имеющие универсальную значимость.

Прежде всего, внутри ощущений имеются априорные формы, представляющие собой интуитивное восприятие пространства и времени, "чувственная интуиция", то есть контур, воспринимающий сумму неорганизованного опыта, представленного в ощущениях пространства и времени. Однако познание основывается не только на чувственной интуиции. Чтобы познать объект, необходим рассудок, внутри которого имеются априорные понятия и формы мышления. Иными словами, познание реализуется, когда содержание, воспринимаемое интуитивно (ощущения), и формы мышления (понятия) соединены. Кант описал это следующим образом: "Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты"[5, c.99].

Априорные понятия, входящие в структуру рассудка, Кант называл "чистыми понятиями рассудка" или "категориями". Основываясь на формах суждений (формах рассудка), используемых в формальной логике со времен Аристотеля, Кант вывел следующие двенадцать категорий:

1. Количество: Единство, Множественность, Цельность

2. Качество: Реальность, Отрицание, Ограничение

3. Отношение: Субстанциальность, Причинность, Взаимодействие

4. Модальность: Возможность, Действительность, Необходимость

Таким образом, по мнению Канта, познание становится возможным по мере того, как происходит восприятие чувственного содержания через интуицию и его обдумывание в форме мыслей (категорий). Сознание во время познания не должно быть эмпирическим или фрагментарным. Должно существовать единство сознания, лежащего под эмпирическим сознанием, которое он называл "общим сознанием", "чистой апперцепцией" или "трансцендентальной апперцепцией". Что же касается вопроса о связи функций чувственного восприятия и понимания, то посредником между ними, по Канту, служит сила воображения.