Шакарим Кудайбердиев (1858 – 1931)

Родина Шакарима Кудайбердиева – Предгорья Чингистау нынешнего Абаевского района Семипалатинской области. В семилетнем возрасте он остался без отца, и его принял на воспитание родной дядя – великий Абай. Шакарим был сыном старшего брата Абая Кунанбаева. До сих пор нет достоверных сведений о том, как складывались отношения между Абаем и Шакаримом. Но достаточно известно, что Абай сумел точно уловить способности своего племянника и направить его на путь поиска истины, необходимой не только ему одному, но и всем.

Систематического образования Шакарим получил, зато он усиленно занимался самообразованием. Круг его научных интересов был весьма широк. Он страстно увлекался литературой, историей, философией, географией, естественными науками, особенно физикой элементарных частиц.

После смерти сыновей Абая Шакарим стал отшельником, уединился в дальних местах Чингистау, где в одиночестве писал стихи. излагал раздумья и обосновывал свои научные открытия.

Многогранное творческое наследие Шакарима, весьма разнообразное по форме своего выражения, является достаточно сложным по содержанию. Особенно трудно трактуются его теоретические, философские воззрения.

Центральный объект философии Шакарима, конечно, - человек, он предмет его особой заботы и внимания. Согласно казахской просветительской традиции, мыслитель считал, что сущность человека, его природа и назначение заключается в знании, и прежде всего в знании истины. Но истина не дана человеку в чувствах.

Сам философ был совершенно независимым и мыслил самостоятельно. Тогда он еще не знал, что философствовать самостоятельно в обществе, раздираемом противоречиями либо же полностью придавленном властями, дело рискованное и далеко не безопасное для мыслящей личности. Впоследствии он жестоко поплатился за это. Но что бы там ни было, Шакарим никогда не отказывался от своих убеждений, которые формировались у него не наспех, а были результатом длительных поисков и настойчивых поисков и настойчивых исследований, а также глубоких размышлений. Убедительным свидетельством тому является его произведение «Три истины», существенным дополнением к которому являются его труды «Каноны мусульманства», «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», а также другие продукты его художественного творчества.

Основные произведения: «Три истины», «Каноны мусульманства», «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» и другие.