Психофизика

философский закон логика этика марксистский

Мир существует объективно, и существовал до человека, это бесспорно. Однако мое знание о нём также объективно с точки зрения внешнего наблюдателя. Это знание – есть в целом истинное, но неполное и частично искаженное отражение внешнего мира. Причем степень неполноты и степень искаженности сугубо индивидуальны, и значительно варьируются даже у одного субъекта на протяжении его жизни. Причем практика в случае её успешности может закреплять ощущение истинности искажений, и поэтому сама по себе не может служить единственным критерием истины. Речи идет о внешней предметной практике. Внутренняя же практика – сопоставление цепи представлений, вызванных одним и тем же объектом, также не может быть критерием истины. Только сочетание внешней и внутренней практик приводит к истине. Но еще более достоверный критерий – эффективный двусторонний обмен информацией между множеством субъектов, наблюдающих один и тот же объект и оперирующих с ним. Именно так, в ходе столкновения мнений, выясняется истина в теоретических научных работах.

К тому же, предметная практика может разительно расходиться с философскими взглядами человека, и наоборот – тысячи тому примеров, а полностью цельные люди единичны.