Принципы диалектики и ее отличие от метафизики. Диалектика и синергетика.

Страница 2

Принцип детерминизма конкретизирует общую картину развития мира. Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин, порождающих данное явление оснований. “Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто”, - так выражает смысл идеи детерминизма известная аксиома материализма.

При раскрытии причинной обусловленности развития конкретных явлений мы вынуждены из всеобщей картины мирового взаимодействия выбрать фрагмент, в котором, как полагаем, данное явление представлено во всей полноте своих пространственно-временных характеристик, и уже в масштабе данного фрагмента выяснять основы (причины), обуславливающие становление данного явления. Но как только отдельный фрагмент, по которому установлено, что

есть причина, а чтоесть следствие, займет свое место в общей картине мирового взаимодействия, тогда то, что раньше было следствием, способно стать причиной, и наоборот. “Причина и следствие, - писал Энгельс, - суть представления, которые имеют значение как таковые, только в применении к данному отдельному случаю; но как только мы будем рассматривать этот отдельный случай в его общей связи со всем мировым целым, эти представления сходятся и переплетаются в представлении универсального взаимодействия, в котором причина и следствие постоянно меняются местами; то, что здесь или теперь является причиной, становится там или тогда следствием и наоборот” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.20. - С.22.).

Итак, принцип детерминизма исходит из наличия всеобщей взаимной связи и обусловленности явлений мира, из генетической причинной производительности, лежащей в основе отношений детерминации. Диалектикой учитывается и факт существования непричинных видов детерминации (условной, функциональной, структурной).

Таким образом, содержанием первого уровня материалистической диалектики является совокупность взаимосвязанных принципов, которые позволяют с единых позиций объяснить развитие. Представление принципов в качестве базиса диалектики позволяет оценить ее как мировоззренческую систему, в которой примат мировоззрения над теорией и методом проявляется прежде всего в том, что существование в системе диалектики идейного элемента является условием существования других элементов (законов, категорий, методов). Философские идеи, с одной стороны, придают диалектике силу мировоззрения, в то время как, с другой стороны, они оттеняют то, что диалектика по существу - это идейное видение мира, предполагающее мировоззренческое предпочтение в качестве исходного условия своего приятия.

Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих первоначала всего сущего, стали духовной основой антидиалектики. Одной из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей.

Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно свести в две группы. В первую группу входят идеи “жесткой оппозиции” диалектике. Этими идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их великой общей связи, и в силу этого - не в движении, … а как вечно неизменные”.

В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно во вторую группу входят философские идеи, объясняющие мир из принципа развития, но интерпретирующие его метафизически. Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).

Страницы: 1 2 3 4