Принципы детерминизма

Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которых одно при определенных условиях порождает другое. С точки зрения принципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любом процессе изменения.

Ограничение на примере принципа причинности накладываются принципом всеобщей связи. К не имеющим причину - следствия связей относятся такие виды связей как пространственно-временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии. Однако люб явление имеет свои причины и следствия, не с одним так с другим.

Одной из характеров причинности является ее связь с категорией времени. Время - форма существующей материи, в которой наиболее естественно реализуется причинно-следственные связи. До сих пор причинно-следственная связь взятая в аспекте врем понимается по-разному. Одни считают, что причина всегда предшествует следствию. Какое-то время причины и следствия сосуществуют, а потом причины угасает, а следствие превращается в новую величину. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются, третьи, что причины и следствия строго одновременны. Четвертые говорят, что бессмысленно говорить о причинах, которые существуют и значит, действует, если ее следствие еще не вступило в сферу бытия. Разве может быть недействующая причина?

Но понятия причины и следствия равно используются для характерно одновременно протекающих событий, явлений примыкающих друг к другу во времени, и являются, для которых следствие зарождается в недрах причины. Иногда они разделены всем интервалом и связаны между собой через цепь промежуточных звеньев. Следствие может иметь несколько причин, одни из которых является необходимыми, другие - случайными.

Существенной чертой причинности является непрерывность ее действия причинно-следственных связей. Не может быть ни первой причины ни последнего следствия.

Всем типам временных отношений свойственна длительность. Время длительно, необратимо и ассиметрично, ассиметрично и причинно- следственные отношения.

Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие причины на следствие, т.к. она является внутренним содержанием связи и взаимодействия явлений. Следствие распространенно свое влияние не только вперед (как новая причина), но и назад, на производную его причину, видоизменяя ее силы, особенно когда причинная связь не мгновенна, а протяженна. Это растянутое во времени взаимодействие причины и следствия называется принципом обратной связи. Он действует всюду, особенно в самоорганизованных системах, где происходят восприятие, хранение, переработка и использование информации. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и поступательное движение системы.

Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не одностороннем действием, а основывается по крайней мере на отношении между 2 взаимодействующими предметами, и в этом смысле причинность должна рассматриваться не просто как вид связи, а и как тип взаимодействия.

Существует несколько типов классификации причинно-следственных отношений, построенных по разным основаниям. Прежде всего это классификация по внутреннему содержанию процессов причинения. Внутренние механические причинения связаны с переносом материи, энергии и информации. В этом типе классификации причин выделяют материальные и идеальные, информационные и энергетические причины, которые тоже делятся на физические, химические, биологические, психологические, социальные причины.

По этому признаку различают причину и условие события. Причина - то, что предает свою силовую потенцию, т.е. вещество, энергию, информацию, а условие - совокупность обстоятельств причинного события (не участвующее в переносе).

2-й тип классификации строится на основе способов проявления причинной связи, которые подразделяются на динамические (однозначные) и статистические (вероятностные). (Квантовая механика, информационные взаимодействия)

Выделяются также причины общие, специфические и главные; объективные и субъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные и единичные.

Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная причина обусловленность = абсолютное строгое предсказание.

Индетерминизм - методологическая позиция, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Г. Риккерт: “Причинное объяснение действительно лишь в пределах наук о природе и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественным”. Человеческая воля (или в телеологии - воля божественная) рассматривается детерминизмом как автономная сила, свобода в своих проявлениях от всякой причинности и необходимости, т.е. ничем не обусловленная. Индетерминизм трактует принцип объективной необходимости как фатализм.

Стройная организация всего сущего. Телеология - определяется изначальным целевым устремлениям природы. Стихийно действующая причина рассматривается как действующая в преднамеренно избранном направлении, т.е. как цель. Цель ставится творцом. Гейне: “деревья зелены потому, что зеленый цвет полезен для глаз. Бог создал быков, так как говорят, бульон полезен для человека; ослов для сравнения, а самого человека, чтобы он ел говяжий бульон и не был ослом”.

Естественный отбор - вот истинная причина совершенства органического мира, причина объективной целесообразности природы.

Однако сознательная цель является одним из атрибутов в сфере человеческой деятельности. В науке часто применяется целевой подход, т.е. подчинение процесса исследования его целевой, конечной стадии.

Одним из проявлений всеобщей связи предметов и явлений действительности является закономерная связь между ними. Отличие закономерных связей от незакономерных состоит в том, что первые имеют отличительные признаки, а вторые таковыми не обладают.

Закон - объективное отношение предметов и явлений действительности, таким образом, любой закон действует, не зависимо от моделей и их сознания, поэтому все законы природы и общества носят объективный характер. Во-первых, это доказывается тем, что законы действуют независимо от того, знают о них люди или нет. Во-вторых, законы действуют независимо от того приносят они пользу или вред человеку, человек лишь способен учитывать их действие. В-третьих, если человек игнорирует действие какого-либо закона, то он рано или поздно заявит о себе.

Закон есть необходимые отношения между предметами. Это значит, что любой закон действует с принудительной силой и при соответствующих условиях, в которых он действует, он обязательно заявляет о себе.

Закон есть общее отношение. Это означает, что закон охватывает класс явлений, которые характеризуются действием одного и того же закона при всей самобытности каждого из этих явлений.

Любой закон - это сущностное отношение. Суть состоит в том, что в законе отражается наиболее значимое в характеристике явлений, которое находится в сфере действия этого закона.

Закон действует в определенных условиях и в определенном направлении.

Таким образом, закон - это необходимое, общее, существенное отношение между явлениями объективного мира, которое при соответствующих условиях определяет изменение, развитие их в строго определенном направлении. Поскольку законы действуют в определенных условиях, то существует многообразие их.

Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно сказывается на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемый атрибут личности.

Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для ее достижения. Свобода, следовательно, не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом.

Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками - все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности.

Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения, делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор.

Каждый человек ищет в жизни что-то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете - ради других людей. Жизнь, обретшая смысл, не страшится смерти.