Предметное познание
Эмпирические данные
(научные данные эмпирического уровня) представляют собой совокупность (относящихся к рассматриваемым объектам, предметам, ступеням и стадиям познания) научных {эмпирических) положений, в том числе научных (эмпирических) выводов, гипотез, соотношений, принципов, концепции, закономерностей и законов, вытекающих из эмпирических фактов, известных науке, и обусловленных ими научных (эмпирических) рекомендаций.
Научные положения
- это выраженные в виде чётких формулировок основные научные результаты-сведения (как ранее известные, так и вновь выдвинутые в процессе проведенного исследования), имеющие научное объяснение.
Объяснение - этап, форма научного исследования, состоящие в раскрытии сущности изучаемого объекта.
Обоснование - цепь рассуждений, приводящих к неопровержимым выводам.
Доказательство - рассуждение, имеющее целью обосновать истинность (или ложность) какого-либо утверждения.
Научные выводы представляют собой итоговые утверждения, имеющие научное обоснование.
Соотношение - взаимная связь между чем-нибудь.
Принцип - основное исходное положение теории, учения, науки, мировоззрения и т.д
Концепция - определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета {явления, процесса), основная точка зрения на предмет.
Теория - в наиболее общем случае это совокупность обобщённых положений, образующих какую-либо науку или ее раздел.
Особую ценность представляют научные выводы, приводящие к формулированию ранее неизвестных законов и закономерностей.
Закономерность - это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений, описанная, как правило, на качественном, содержательном уровне.
Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся соотношение между явлениями (необходимая связь явлений).
Научные рекомендации представляют собой научные выводы предписывающего типа.
Эмпирические научные результаты, получаемые на философской ступени познания, оказываются применимыми не только по отношению к различным предметным наукам, возникающим на стадии прикладного предметного познания, но и к разнообразным предметным областям. Польза науки, даже если она не достигает своего совершенства, как правило, оказывается настолько ощутимой, что побуждает дальнейшее ее развитие, а недостатки используемых научных методов восполняются за счёт искусства тех, кто занимается практической деятельностью. Дальнейшее познание выводит науку на более высокий уровень теоретического познания.