Построение Декарта

Страница 2

3) О проблемах картезианской философии.

Наиболее уязвимым звеном этой теории обычно объявляют ее дуалистичность, т.е. проблему тела-ума

, то что издавна называлось хайломорфизмом.

Это звено привычно и атакуют всевозможные критики в первую очередь.

Мир физический и ум

Мир физический - это мир тел, имеющих протяженность (пространственные характеристики). Ум, душа не имеет таких характеристик. Однако душа имеет опыт физического существования и взаимодействия с физическими телами. Физические тела действуют по механическим законам числа. А душа имеет свободу воли. В теле она испытывает принуждения физических законов, а также и возможность проявления воли, неопределяемой этими принуждениями. Это создает дуализм нашего существования. Отсюда возникает проблема ума-тела

в философии Декарта или картезианской философии. Каким образом непространственное зависит о пространственного, а пространственное от непространственного? Что представляет из себя это соединительное звено? Отвечает ли на это Декарт? Делает ли он это отчетливо-ясным? Предлагает ли он знание относительно этой тайны?

Декарт пытается разобраться с этой проблемой, но его проект в этом отношениии не всеми признается убедительным. Блестяще решенные им другие важнейшие задачи побуждают ожидать и такого же блеска и в этой области. Однако пожалуй следует признать, что такого рода успех не сопутствует мыслителю и в случае решения проблемы дуализма до конца его жизни, хотя и нельзя считать, что он совсем ничего не предлагает здесь на рассмотрение.

Это часто случается в теоретических разработках самых выдающихся мыслителей. Эйнштейн например, предложив блестящую теорию относительности, перевернувшую все до этого существовавшие физические представления, взялся на следующем этапе за общую теорию поля, которую так и не сумел закончить до конца своей жизни. Однако существенные шаги были сделаны в этом направлении после его смерти другими физиками-математиками, и говорят что макаронная теория посути содержит в себе все необходимое для убедительного решения той задачи. Возможно, что и в случае Декартовой теории нам просто следует продолжать исследования в направлении решения его парадокса.

Так или иначе, поставленная им основная задача философской демонстрации возможности существования настоящего знания, которая многим до него казалась неразрешимой была им блестяще разрешена.

Страницы: 1 2