Отрицание метафизики и "вещь-в-себе"

Таким образом, Кант рассмотрел проблему, связанную с тем, как можно получить достоверное знание в феноменальном мире, а именно, в естественных науках или математике, после чего исследовал вопрос о возможности существования метафизики. Поскольку метафизика не имеет чувственного содержания и по этой причине не может стать объектом перцепции, ее нельзя воспринять. Однако, ввиду того, что функция разума относится только к пониманию, но не имеет прямого отношения к ощущениям, бывают случаи, когда у человека возникает иллюзия, что нечто, реально не существующее, кажется реальным. Кант назвал такой тип иллюзии "трансцендентальной иллюзией". Трансцендентальная иллюзия, по Канту, бывает трех типов: идея о душе, идея о мире и космосе и идея о Боге.

В своем исследовании, посвященном критике "идей" разума, Кант приходит к выводу об антиномичности (противоречивости) разума. Это значит, что когда разум изучает неопределенное бытие (неопределенный мир), то на основе одних и тех же аргументов он может прийти к совершенно противоположным заключениям. Примером такого рода являются два противоречивых суждения: "Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве" (тезис) и "Мир не имеет начала во времени и не ограничен в пространстве" (антитезис). Кант считал, что данная ошибка проистекает от попытки принять содержание ощущения за подлинный мир.

Познание, по Канту, имеет место только в той степени, в какой априорные формы субъекта синтезируют чувственное содержание, исходящее от объекта. Что касается объекта самого по себе, а именно, "вещи-в-себе", то она никогда не может быть познана. В этом заключается агностицизм Канта. Мир "вещей-в-себе", который является реальностью, лежащий позади явлений, получил название "ноументальная реальность". Тем не менее, Кант полностью не отрицал мир вещей-в-себе. В своей "Критике практического разума" он утверждал, что для установления нравственности, следует постулировать ноументальную реальность. Аналогично, для того, чтобы существовала ноументальная реальность, следует постулировать свободу, бессмертие души и существование Бога.