Особенности возникновения и специфика античной философии

Страница 1

Почему европейская философия зародилась именно в древней Греции? Однозначного ответа нет. Однако ученые склоняются к мысли, что только в древней Греции были специфические условия, которые способствовали появлению философии.

Среди наиболее значимых условий следует выделить:

1. Наличие городов-полисов со значительным свободным населением (полноправными гражданами).

2. Расцвет рабовладельческой демократии (от греч. demos 'народ' и kratos 'власть') - форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

3. Высокий престиж знаний.

4. Кризис мифологического сознания как следствие экономического развития Греции:

а) расширение торговли через совершенствование судостроительства и судоходства;

б) возникновение и расширение колоний;

в) увеличение богатства;

г) расслоение общества.

Это привело к расширению географического горизонта греков; изменило представления о Вселенной (не стыкуются с реальностью: там живут другие люди, у них другие боги, обычаи, иная мораль, другое политическое устройство и т. д.).

Как следствие - формируется особый подход к миропониманию, суть которого выражена в следующей формуле: "Ничего не принимай на веру, думай сам, все подвергай сомнению".

5. В греческих городах сформировалась разнообразная культурная жизнь:

а) процветало театральное искусство (посещение спектаклей считалось обязательным для свободных людей);

б) процветали архитектура и строительство (амфитеатры вмещали до нескольких тысяч человек);

в) широкое распространение получили скульптура, музыка, физкультура (Олимпийские игры - 776 г. до н э. Именно здесь была сформулирована знаменитая максима: "В здоровом теле здоровый дух").

В Дельфах проходили Пифийские игры, а в 582 г. до н.э. на них были введены мусические состязания в мудрости, где определялись семь мудрецов, и их мудрость получала всегреческое признание.

Греческой философии присущи следующие характеристики:

1) космоцентризм (гр. kosmos 'порядок, гармония, Вселенная') - понимание мироздания как единого целого, живого и упорядоченного. Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (VI век до н.э.), несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли - "физиками", от греческого слова physis - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А древнегреческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией имелось существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. У Фалеса это - вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита – огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или огонь здесь - это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение.

Уже у первых "физиков" философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм античной философии (термин "онтология" в переводе с греческого языка означает "учение о бытии"). Ее центральный мотив - выяснить, что действительно есть, иными словами, пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от присущих мифологии персонификаций, а тем самым от образа "порождения". На место мифологического порождения у философов становится причина. Однако мышление первых философов еще не свободно от образно-метафорической формы, в нем логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.

2) рационализм (лат. rationalis 'разумный'), т. е. все окружающее и сам человек постигаются только разумом (и ничего на веру не принимается);

Страницы: 1 2 3