Особенности учения Псевдо-Дионисия

Огромное влияние на средневековую философию, теологию и мистику оказал Псевдо-Дионисий Ареопагит (ок. 500), мнимый ученик апостолов, соединивший идеи неоплатонизма и христианства и методологически подготовивший почву для схоластики. Псевдо-Дионисию известны 3 способа богопознания:

1) утвердительный (катафатический) перечисляет божественные качества (напр, троичность);

2) отрицательный (негативная, или апофатическая, теология) отталкивается от сотворенных существ и отрицает, что о Боге можно высказать все то, что свойственно им (напр., у Бога нет тела). Этот путь требует ясного осознания несоизмеримости Бога и любых наших высказываний о нем. Любое имя может быть лишь символом того, что именовать невозможно.

3) Поэтому 3-й путь – это мистическое восхождение от всего конечного к бесконечному.

В Боге в качестве его мыслей и волевых актов (идей-волений) содержатся архетипы всего сущего. Все конечное исходит от него, имея свою сущность в силу причастности к архетипам. Но если тварное причастно к Богу, то Сам Он не причастен к тварному, ибо Бог "превыше бытия" и "превыше сущности" (в противовес пантеизму).

Исхождение вещей из Бога идет по ступеням, в результате чего складывается иерархический порядок сущего. Эта иерархия бытия является основной схемой всей схоластической онтологии

Мир стремится вернуться в Бога как причину бытия, по которой мир и возник. Тоска человеческой души по Богу сбывается в мистическом единении с божественным единством.

Любому человеку, читавшего Деяния апостолов, имя Дионисия – первого Афинского епископа – хорошо известно. О произведениях его не было ничего известно до тех пор, пока на Константинопольском соборе впервые, в 532 г. были представлены произведения под авторством, как утверждали, Дионисия Ареопагита. Представили его впервые монофизиты для того, чтобы опереться на чрезвычайно серьезный авторитет в доказательстве справедливости своей ереси.

Впоследствии было установлено, что поскольку эти произведения до 4-го века не были известны, то сделан был вывод, что они скорее всего были написаны в промежутке между 4 и 5 веками. Кто автор этих произведений – до сих пор неизвестно, называют различные имена, кто-то говорит, что это Север Антиохийский, монофизит, живший в 6-м веке. Кто-то указывает, что это Дионисий Великий, епископ Александрийский, или некий ученик Климента Александрийского, живший в середине 3-го века. Указывали, что это некий ученик св. Василия Великого, есть и версии менее распространенные. Встречается мнение, что это Аммоний Саккас, учитель Плотина или указывается малоизвестный грузинский философ 4-5 веков. Но так или иначе – авторство не установлено, не атрибутировано, поэтому эти произведения так и приписываются псевдо-Дионисию Ареопагиту.

У Псевдо-Дионисия Ареопагита насчитывается несколько произведений, среди которых наиболее важно "Мистическое богословие", "Божественные имена", "О небесной иерархии" и "Символическое богословие".

В своей книге "Мистическое богословие" Дионисий показывает как бы краткий очерк своей собственной богословской и философской системы. Это как бы введение в его собственное учение, оно очень кратко, поэтому надо читать обязательно.

Некоторое время эти книги были важным аргументом в руках монофизитов, до тех пор, пока преп. Максим Исповедник не дал православное толкование тем идеям, которые были изложены Дионисием Ареопагитом. Оказывается, их можно было трактовать, не опираясь на монофизитскую ересь. После того, как преп. Максим доказал православность содержания книг Дионисия Ареопагита, эти книги стали пользоваться огромной популярностью и в Западной Церкви и в Восточной, переводились на множество языков, в т. ч. были переведены на славянский язык. Известны цитаты Ивана Грозного из этих книг. В Западную Европу эти книги были принесены Иоанном Скоттом Эриугеной, который перевел их на латынь вместе с комментариями преп. Максима Исповедника.