Особенности философского описания мира

Философия может сконцентрировать свое внимание, в принципе, на любой части реальности. Тем не менее, есть собственно философский объект, такой, который принципиально не доступен никакой другой науке. Объектом философии является мир в целом. Идея "мира в целом" составляет сегодня часть нашего привычного познания. Например, физика исходит из того, что мир, имеется в виду весь мир, закономерен. Идея целостности мира, однако, не является результатом ежедневного наблюдения; её невозможно изъять из окружающего эмпирическими методами. Каким же образом первые философы "изобрели" эту идею, совершенно необходимую для нашего современного знания? Каким образом колоссальное количество очень разных по своим свойствам предметов и процессов может быть представлено как некое единство (мир в целом)? Возможно, мир в целом есть иная сторона идеи личности. Осознав свою неповторимость, уникальность, человек начинает воспринимать мир как чуждый и довлеющий над ним. Таким образом, все явления мира получают общее свойство - чуждость по отношению к человеку, что и является основанием для получения образа мира как интегрального целого.

Единственным методом философии является мышление, так как объекты философии таковы, что они не могут быть даны нам другими способами. Итак, философия изучает мир в целом постольку, поскольку он дан в мышлении.

Параллельно философия может быть определена как особый способ описания мира, который предполагает:

1) принципиальную проблематичность мира. Началом философского знания является понимание того факта, что мир, как мы его знаем, и мир, как он есть на самом деле, - различны. Следовательно, мир не является ни самодостоверным, ни само собой разумеющимся. Мир есть объект нашего вопрошания, представленный как совокупность проблем;

2) субстанциональность. Субстанция (лат. - подлежащее, находящееся под чем-то) - философское понятие, фиксирующее предположение о том, что в основе мира и отдельных предметов существуют некие стабильные постоянные центры, благодаря которым мир или отдельный предмет является самим собой, сохраняет свою идентичность;

3) существование теоретических (умозрительных) сущностей. Эта особенность философии представляет ответ на вопрос: что существует в мире? Наряду с миром ежедневных чувственных вещей, существуют некие реальности (числа, идеи, понятия), которые мы можем "схватить" только разумом. По аналогии с миром музыки, который возможно воспринять с помощью слуха и который остается тайной за семью печатями для глухих, можно вполне представить мир, данный только в мышлении. Элементы этого мира - абстракции - не являются плодом воображения, они абсолютно необходимо производятся нашим мышлением, и в противоположность фантазмам одинаковы для всех (объективны);

4) тотальность. Внимание философии сосредоточено не на конкретных единичных объектах, а на обобщенных или всеобщих (тотальных): человечество в целом, мир в целом и т.д.;

5) рациональность, понимаемая в самом широком смысле как принципиальная соотносимость сущностных структур мира и нашего мышления.

Особенность решения философских проблем связана с экстраординарным характером философского вопрошания. В отличие от естественных наук, где всегда есть соглашения по самым важным вопросам (скажем, теории, которые разделяет большая часть физиков или химиков), философия, на первый взгляд, представляет собой причудливую смесь различных, а иногда и прямо противоположных ответов на один и тот же вопрос (например, существует ли человеческая свобода?). Такая ситуация отнюдь не свидетельствует о том, что философские идеи есть лишь результат фантазий или личных откровений. Философия включает доказательство как свою неотъемлемую часть. Причина отсутствия единого решения философских проблем состоит в невозможности применить к философским объектам, принципиально не данным в опыте, эмпирические доказательства. Последние, являясь решающими в науке, просто не применимы, скажем, к "миру в целом". Объекты философии не могут быть помещены в колбы или вакуумные камеры, поэтому к ним не могут быть применимы "последние" доказательства естественных наук.