О культуре

Культура - это система идеальных образцов, ценностей. Под ценностью подразумевается не каждая вещь, предмет, явление, обладающие для человека определенной значимостью, но некая "вещь", имеющая для человека абсолютную смысложизненную значимость (например, счастье, свобода, добро, бессмертие), недостижимую в полной мере в реальной жизни и поэтому представленную в мире культуры в символической форме. Знаково-символический аспект культуры помогает понять ее как коммуникационную систему, позволяет связать этапы человеческой истории, найти форму контактов человека и общества, человека с человеком, человека с самим собой. Деятельностный подход предполагает функционирование культурных образцов в качестве аспектов и форм человеческой деятельности. Тем самым то, к чему стремится

Культура по своему определению организованна, это есть своеобразный механизм организации человеческих эмоций, памяти, поступков, мыслей, механизм упорядочивания человеческой жизни, превращения ее в осмысленное целое. Желания человека, даже самые, казалось бы, примитивные, в силу их "небиологичности" не влекут за собой автоматических действий. Они в той или иной степени пропускаются через механизм культуры, осмысляются. Самая простая потребительская жизненная ориентация и самое сложное, утонченное эстетическое переживание оформлены в культурную парадигму счастья - целостности жизни, полноты бытия, совпадения желания и смысла. Жажда целостности лежит в глубине каждого жизненного "проекта". Жажда целостности как абсолютной самодостаточности, самоосновности, самобытия есть онтологическая потребность человека, потребность быть.

Одной из ключевых категории социальной философии, которые позволяют уходить oт одномерной картины мира, учитывать неповторимость путей развития целых регионов, стран, народов, является понятие «цивилизация».

Для античности было характерно противопоставление гражданственности (civilis), порядка и правопорядка варварству символу негативной реальности.

Французский язык начиная с XVI в. располагал прилагательным civilise в смысле «вежливый». В эпоху Просвещения появляется сам термин «цивилизация» и схватывает кроме нравов уже и законы, искусство, науку, философию. К этому добавляется временное (цивилизация следует за периодом варварств) и пространственное (Европейский континент) измерения. Такое понимание цивилизации в дальнейшем послужило отправной точкой для формирования идеи европоцентризма.

Французские философы просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости и в XIX в. понятие «цивилизация» употреблялось в качестве характеристики капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим.

Исторически развитие цивилизации проходит ряд этапов, которые, подобно волнам, накатываются друг на друга и сталкиваются друг с другом, порождая противоречия и социальные проблемы.