Натурфилософия Возрождения

Гуманистические идеи мыслителей раннего Возрождения вступали в вопиющее противоречие с религиозными представлениями о мире и Космосе как о царстве гармонии всего сущего, иерархически восходящего к богу. Укрепить веру в силу и мощь человеческого разума, права человека на удовлетворение своих земных потребностей можно было лишь построив новую, отличную от религиозной картину бытия. Н. Кузанский (1401-1464), сохраняя идею Платона о зависимости чувственного мира от мира сверхчувственного, сближает бога и природу. В духе пантеизма он приписывает природе божественные атрибуты и прежде всего безграничность в пространстве (книга «Библии» Бытие утверждает, что мир ограничен сферой неподвижных звезд). Земля, по Кузанскому, не составляет центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не есть поверхность замыкающая мир.

Если схоластика считала, что цель человеческого познания – достижение неизменной, раз навсегда дана «божественной истины», то Кузанский подчеркивал, что процесс познания означает бесконечное совершенствование человеческого знания. Он выделяет различные ступени познания: первая – ощущение. Оно дает лишь смутные образы вещей. Над ними возвышается рассудок, оперирующий числами и дающий вещам имена. Разум – это третья наиболее высшая ступень познания. Только разум может мыслить бесконечное и способен понять диалектическую истину, что «все вещи состоят из противоположностей в различных степенях».[1]

Но особенно разрушительной для библейских представлений о мире, была гелиоцентрическая система мира Н. Коперника (1473-1543). В противоположность традиционным представлениям своей эпохи он поставил в центр мироздания не Землю, а Солнце. Смена дня и ночи, вращение звездного неба, лунные и солнечные затмения, петлеобразное движение планет и другие явления получили удивительно простое объяснение. К тому же система Коперника давала возможность точно вычислять календарь. Галилео Галилей, изобретя телескоп, дал возможность воочию убедиться в справедливости взглядов Коперника. Не случайно эти взгляды нашли горячих поклонников.

Дж. Бруно (1548-1600) объединяет взгляды Н. Кузанского и Н. Коперника и разрабатывает натуралистическое учение о бесконечности миров и Вселенной в целом. Правда, не имея возможности объяснить движение планет (это сделал Ньютон, открыв закон всемирного тяготения), Дж. Бруно допускал существование мировой души. Однако, подчеркивая деятельный характер духовного начала, он нигде не говорит о его бестелесном отдельном от природы существовании. Тем самым он пантеистически растворял дух в природе. Бруно признавал те же ступени познания, о которых учил Кузанский: чувства, рассудок, разум (интеллект). Горизонт чувств весьма ограничен и чувства, например, обманывают нас относительно неподвижности Земли и движения Солнца. Последнее суждение здесь, как и в остальных случаях принадлежит разуму. Только он способен увидеть совпадение противоположностей и в бесконечно малом, и в бесконечно большом. Так что «кто хочет познать наибольшие тайны природы, - пишет он, - пусть рассматривает и наблюдает максимумы противоречий и противоположностей»[2].

Опираясь на идеи Коперника, Галилея, Дж. Бруно, И. Кеплер (1571-1630), Тихо Браге (1546-1601) и др. набрасывают общие контуры Вселенной, во многом сходные с нашими сегодняшними представлениями о ней.