Мозг и психика

Их соотношение представляет важнейшую тему философии и науки, которая называется психофизиологическая проблема. Соотносятся ли и как именно материальные (нейробиологические) процессы нервно-мозговой деятельности, с одной стороны, и психические переживания, душевные функции индивида, с другой?

Идеализм отвечает на этот вопрос в общем отрицательно. Представители этого направления в философии полагают дух первичным по отношению к материи, высшей реальностью по сравнению с низменной материей тела и, в частности, мозга. Мысль, идея предсуществует, по их мнению, в некоем сверхъестественном, идеальном мире; вне его и независимо от мозга, который в лучшем случае выступает проводником идей к индивидуальному сознанию. Причем объективный идеализм (в лице Платона, Гегеля, Шопенгауэра, др. великих мыслителей, в особенности богословов) полагает источником психики некое Мировое начало (Бога, Идею, Абсолютный дух, Космическую волю, т.п.). А субъективный идеализм (Дж. Беркли, Э. Мах и др.) находит единственной реальностью внутренний мир индивидуальных ощущений, вне которых остается по сути непознаваемой все остальное, внешнее бытие.

Вульгарный материализм (К. Фогт, В. Бюхнер, Я. Молешотт — основоположники) считает психику разновидностью материи; надеется свести идеальные процессы в душе и уме человека к свойствам его мозговой ткани.

Дуализм (Р. Декарта, В.Г. Лейбница и др.) постулирует полную независимость души и тела; в том числе так сказать параллелизм мозга и психики.

Научный материализм (утвердившийся в биологии и философии благодаря трудам русских в первую очередь исследователей — И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского и др.) полагает головной мозг необходимым органом психики, ее природным носителем и центром. Экспериментальные и теоретические достижения современной нейробиологии превратили материалистическую концепцию психики в надежно аргументированную теорию.

В то же время, нельзя полностью сбрасывать со счетов аргументацию идеализма и дуализма. Они в принципе верно обращают внимание на важнейшие — надличностные (общественные) и межличностные (коллективные) условия функционирования мозга как органа психики и особенно сознания; относительную автономность психики, ее творческую силу по отношению к объективной реальности.

Сложная система головного мозга людей включает в себя (по И.П. Павлову, А.Р. Лурия и др.) три основных подсистемы:

· энергетический блок тонуса, расположенный в глубине мозговых образований серого вещества; состоящий из его филогенетически старейших отделов — подкорковых, которые отвечают за регуляцию химического обмена веществ в организме + ретикулярная (сетевидная) формация, где возникают импульсы возбуждения, которая питает энергией мозговую кору;

· информационный блок — задние отделы больших полушарий, теменно-височно-затылочные области мозга, отвечающие за прием, переработку и хранение информации из внешнего и внутреннего миров; прежде всего — зрение, другие ощущения, восприятия, представления, вообще первую сигнальную систему; память;

· блок, программирующий поведение — лобные доли коры больших полушарий, ответственные за выработку и сохранение намерений, планов деятельности, контроль за ее ходом; они же осуществляют перевод в речь, на уровень второсигналов (слов) данных первой сигнальной системы (рефлексов).