Материальность мира.

1.Категория материи.

В 17-18 вв. с развитием экспериментального естествознания, новыми открытиями возникает в среде ученых механический взгляд на явления природы.

Этот механический взгляд полагает субстанцией мира, материей вещество. Все явления природы объясняются действующими между частицами материи силами притяжения и отталкивания. Частицы неизменны, изменяются лишь группировка и пространственное положение: все качественные различия между телами сводятся к количественным.

Одновременно в сознании естествоиспытателей укоренилось метафизическое понимание мира – это одностороннее фиксирование внимания на обособленности каждого предмета, не замечающее всеобщую связь явлений. Ученые обоих взглядов заходили в тупик в познании материи. Считали, что природа конечна. На ошибочность этих взглядов указали К.Маркс и Ф.Энгельс. Они показали, что метафизические и механические взгляды мешают ученым справиться с возникающими в их исследованиях проблемами.

К.Маркс и Ф.Энгельс создали материалистическую диалектику на основе новых научных достижений.

Материалистическая диалектика рассматривает вещи не в покое, а в развитии, во взаимных превращениях.

Свой вклад внес и В.И.Ленин. Им были даны философские категории материи:

1) материя – то, что существует вне и независимо от сознания;

2) материя – то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

3) материя – то, отражением чего является сознание, мышление.

Итог: революция в естествознании показала, что у природы нет последнего уровня. Философские выводы Маркса, Энгельса и Ленина стали для естествоиспытателей принципами, которые помогают им в дальнейших исследованиях.

2. Материя и движение.

Еще в глубокой древности был поставлен вопрос о связи материи и движения. Выдвигались разные абсурдные точки зрения, но Маркс и Энгельс пришли к выводу: движение есть всякое изменение вообще, т.е. ни в природе, ни в обществе нет ни одного неизменного объекта. В частности, в микромире каждый объект существует потому, что претерпевает определенного характера изменения. Следовательно, материя без движения не существует, а существует ли движение без материи? Нет. Ведь не бывает мыслей, настроений без людей, а люди – существа материальные.

Вывод: нет материи без движения, движения без материи.

3. Пространство и время.

Мыслители и древности и 17 – 18 вв. смотрели на время как на некий поток, течение которого не могут изменить никакие материальные процессы. Ньютон полагал, что время не зависит от материальных явлений. Утверждал наличие абсолютного пространства вне материи, т.е. пустоту.

Это понимание пространства и времени подверг философской критике Энгельс: «Допускать, что высота, длина, ширина вещей, а так же длительность, последовательность или одновременность материальных процессов существуют отдельно от этих вещей и процессов, независимо от них, все равно, что допускать, будто рядом с вязкими телами существует вязкость, …независимо от мстительных людей существует мстительность сама по себе».

Итак, нет материи, лишенной временных и пространственных характеристик, нет материи вне пространства и времени, нет пространства и времени вне материи (подтверждение – общая теория относительности).