Мартин Хайдеггер (1889-1976)

Немецкий философ – экзистенциалист. В мировоззрение Хайдеггера слились различные тенденции идеалистической философии конца 19-начала 20 вв.: феноменология Гуссерля Шелера, философия жизни Дильтея, отдельные мотивы диалектической теологии. В сочинении «Бытие и время» Хайдеггер ставит вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался «забытым» традиционной европейской философией. Пытаясь строить онтологию на основе гуссерлевской феноменологии, Хайдеггер стремится раскрыть «смысл бытия» через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только человеку изначально свойственно понимание бытия. По Хайдеггеру онтологическую основу человеческого существования составляет его конечность, временность; поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная характеристика бытия. Хайдеггер стремится переосмыслить европейскую философскую традицию, рассматривавшую чистое бытие как нечто вневременное.

Переживание временности отождествляется у раннего Хайдеггера с острым чувством личности. Сосредоточенность на будущем дает личности подлинное существование, тогда как перевес настоящего приводит к тому, что «мир вещей», мир повседневности заслоняет для человека его конечность. Такие понятия, как «страх», «решимость», «совесть», «вина», «забота» и т.п., выражают у Хайдеггера духовный опыт личности, чувствующей свою неповторимость, однократность и смертность. В дальнейшем Хайдеггер пытается постигнуть самого человека, исходя из «истины бытия».

Истоки метафизики восходят, по Хайдеггеру, к Платону и даже к Пармениду, положивших начало рационалистическому пониманию бытия, а также пониманию мышления как созерцания вечных идей, т.е. чего-то самотождественного и пребывающего. В противоположность этой традиции Хайдеггер употребляет для характеристики истинного мышления термин «вслушивание»: бытие нельзя созерцать, ему можно только внимать.

В последние годы Хайдеггер в поисках бытия все чаще обещал свой взор на Восток, в частности к дзэн-буддизму, которым его роднила тоска по «невыразимому» и «неизреченному», склонность к мистическому созерцанию.

Основные произведения: «Бытие и время».