Логические законы. Виды понятий и отношений

Страница 3

в) Начало отсчета, начало координат – равенство.

г) Физика, математика – соподчинение.

д) Композитор, пианист – подчинение.

е) Закон, правило – частичное согласие.

ж) Дитя, юноша – совместимые.

Ответ:

А В

а) Погрешность, ошибка – подчинение (субординация).

А В

б) Возрастающая последовательность, бесконечная последовательность – частичное согласование (перекрещивание, пересечение).

А В

в) Начало отсчета, начало координат – равенство (совместимость, равнозначность).

Овал: А, В

А В

г) Физика, математика – соподчинение.

где С - наука, родовое понятие, А и В – соподчиненные видовые понятия.

А В

Овал: А
д) Композитор, пианист – подчинение (субординация),

Овал: В

но не всегда, в данном случае отношение между понятиями, может быть и иным, а именно: совпадение объемов -

Овал: А, В

А В

е) Закон, правило – частичное согласие.

А В

ж) Дитя, юноша – совместимые – да, но следует, по-моему, все же уточнить, насколько совместимые? Мне думается, здесь имеет место отношение полного подчинения: если дитя – это А, а юноша – В, то В целиком поглощает А. Вот так:

4. У Порции, героини комедии Шекспира «Венецианский купец», было четыре шкатулки: из золота, серебра, меди и свинца. В одной из шкатулок она хранила свой портрет. Предположим, что Порция вздумала выбирать мужа не по добродетелям, а по уму. Поклонник получит право назвать Порцию своей невестой, если укажет на шкатулку с портретом. Допустим, что Порция приказала сделать следующие надписи:

на золотой: «Портрет в этой шкатулке»,

на серебряной: «Портрет не в этой шкатулке»,

на медной: «Портрет не в серебряной шкатулке»,

на свинцовой: «Портрет не в медной шкатулке».

Своему поклоннику Порция объяснила, что из четырех надписей две истинных и две ложных. Какую шкатулку следует выбрать поклоннику Порции?

Ответ:

Поклоннику Порции следует выбрать золотую шкатулку. Логика здесь такая:

а) Серебряная шкатулка – портрет не в ней, это ясно, так как если оба утверждения: «не в этой» и «не в серебряной» - истинны, то ЕГО ТАМ и НЕТ!; а если оба ложны, то истинны, по условию задачи, записки, что «не в медной» и «не в золотой». Оба эти утверждения не могут быть также одновременно одно – истинным, а другое – ложным, т.е. разными по смысловому значению, т.к. этого не допускает формально-логический закон ПРОТИВОРЕЧИЯ.

б) Если записка «не в медной» - истинна, то портрета в ней и нет.

в) Остается, таким образом, надпись на золотой шкатулке: «ПОРТРЕТ В ЭТОЙ ШКАТУЛКЕ» - она вторая из двух истинных по условию задачи и, значит, портрет и вправду в ней! (и нечего коситься подозрительно на свинцовую шкатулку – она пустая. Свинцовая, в общем и этим все сказано… Ум не может быть тяжелым.)

Страницы: 1 2 3 4