Когда возникает наука как высшая форма познания и специфический тип духовного производства?

«Наука» в переводе с латинского означает «знание». Исторически меняется понимание «науки». В античности «наука» понималась как составная часть деятельности, направленной на достижение какой-то цели, это как бы «теория» деятельности.

Наукой владеет знаток своего дела, он знает, как надо делать и почему надо так поступать. Аристотель выделял три вида наук;

1. теоретические, умозрительные, высшие науки, которые познают свой предмет с помощью разума (философия, физика, математика);

2. практические науки (изучают начала государства: политика, этика, экономика);

3. творческие, ремесленные, низшие науки, которые изучают искусственные вещи: строительство, медицина, военное дело, поварское искусство и т.п.

В XX в. наука рассматривается как деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.

Наука – попытка увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности.

Сущность науки:

- достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность;

- выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования;

- предвидение тенденций развития и функционирования объекта;

- контроль и управление процессами в объекте[4].

Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

В XX в. научная деятельность институциализирована, приобрела устойчивые социальные формы, организована.

Как вид деятельности наука характеризуется:

- определенной системой ценностей: ценности истины, ценность разума, ценность нового знания; ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки;

- определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств, используемых в научной деятельности;

- совокупностью методов, используемых для получения нового знания;

- способом организации научной деятельности.

Наука – сложный социальный институт, включает три составляющих:

- производство нового знания;

- доведение знаний до их практического использования;

- подготовка научных кадров.

Научные исследования включают:

- использование методов научного исследования; установление фактов, результатов наблюдений и экспериментов;

- обобщение и объяснение фактов, построение гипотез и их проверка;

- установление закономерных связей между фактами;

- построение теории, законов, принципов;

- философское истолкование данных науки;

- накопление новых опытных данных;

- коррекция, пересмотр прежних теоретических представлений.

Важнейшими закономерностями развития науки являются:

- обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики;

- относительная самостоятельность развития науки;

- преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов науки;

- постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развитая и революционной ломки теоретических основ науки;

- взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;

- свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;

- дифференциация и интеграция научного знания;

- математизация науки.

Современная наука не только обслуживает запросы производства, но и выступает в качестве предпосылки технической революции, развития производительных сил общества. Объем научной деятельности и продукции в XX в. удваивается каждые 5–10 лет[5].