Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814)

Фихте Иоганн Готлиб родился 19 мая 1762г в Рамменау. Немецкий философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Родился в крестьянской семье. Учился в университетах Йены и Лейпцига. Написанный под влиянием Канта «Опыт критики всяческого откровения» был принят за работу Канта и получил высокую оценку. Под влиянием событий Великой французской революции Фихте написал работу, посвященную защите свободы мысли. Профессор Йенского университета, был вынужден оставить его из-за обвинений в проповеди атеизма. В философском развитии Фихте можно выделить два периода. В первый период (до 1800) Фихте исходит понятие абсолютного «Я», во второй – из понятия абсолютного бытия, тождественного богу, переходя, таким образом от идеализма субъективного к объективному.

По Гегелю философия должна быть фундаментом всех наук – «учением о науке»философии Фихте лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение предмету предшествует теоретически созерцательному отношению к нему, и это отличает его в трактовке самопознания как самодостоверного начала знания от Декарта; сознание у Фихте не дано, а задано, порождает себя; очевидность его покоится и не на созерцании, а на действии, она не усматривается интеллектом, а утверждается волей. « От природы» индивид есть нечто непостоянное: его чувственной склонности, побуждения, настроения всегда меняются и зависят от чего-то другого. От этих внешних определений он освобождается в акте самопознания. Этим актом индивид рождает свой дух, свою свободу. Система Фихте имеет структуру круга: начало уже содержит в себе конец; движение к завершению есть в то же время возвращение к истоку.

Все, что для теоретического сознания выступает как сфера независимо от него вещей, есть по Фихте продукт бессознательной деятельности воображения, полагаемых ею ограничений, которые предстают сознанию как ощущение, созерцание, представление, рассудок, разум и т.д. вплоть до времени, пространства всей системы категорий теоретического «Я».

Философия Фихте оказало большое влияние на развитие немецкого классического идеализма – раннего Шеллинга и отчасти Гегеля, а также на формирование философско-эстетических идей йенских романтиков. В дальнейшем Шеллинг и Гегель, преодолевая субъективный идеализм Фихте, подвергли его философию разносторонней критике.

Основные произведения: «Наукоучение», «Речи к немецкой нации», «О назначении ученого», «Основы естественного права» и другие.