Хосе Ортега - И –Гассет (1883–1955)

Испанский писатель и философ, один из выдающихся интеллектуалов 20 в. Ортега родился в Мадриде 9 мая 1883. Получил образование в Малаге и Мадриде, стал доктором философии в 1904. Уже в 1902 писал статьи для газеты «Эль Импарсиаль». Стажировался в Марбургском университете у Германа Когена, который оказал на него значительное влияние. В 1910 стал профессором метафизики Мадридского университета.

В 1914 Ортега опубликовал свою первую книгу – “Размышления о Дон-Кихоте” и прочитал знаменитую лекцию “Старая и новая политика”, в которой изложил позицию молодых интеллектуалов того времени в отношении политических и моральных проблем Испании. В 1915 в сотрудничестве с Асорином, Барохой и Пересом де Айела основал журнал «Испания», а в 1917 – «Эль Соль». Вскоре Ортега стал известен в Латинской Америке; в 1916 он прочитал серию лекций в Аргентине. В 1923 учредил журнал «Ревиста де Оксиденте», в котором испаноязычному миру предлагались новейшие достижения в области философии, науки и литературы.

Сочинения Ортеги, такие, как “Размышления о Дон-Кихоте” и “Бесхребетная Испания” (1921), отражают умонастроение автора как испанца и европейца. Его интеллектуальные способности и художественный талант очевидны в таких работах, как “Тема нашего времени” (1923) и “Дегуманизация искусства” (1925). Однако как раз в прологе к “Размышлениям о Дон-Кихоте” можно найти главные идеи философии Ортеги. Здесь он дает определение человека: «Я есть Я и мое окружение», т.е. человек не может рассматриваться в отрыве от окружающих его обстоятельств истории. Ортега искал компромисса между идеализмом (преувеличивающим значение разума) и реализмом (преувеличивающим значение вещей) и предложил философию жизни, соединение Я и вещей. Всемирную славу Ортеге принесла его работа “Восстание” массами не имеется в виду пролетариат. Согласно Ортеге, человечество разделено не на общественные классы, а на два типа людей: элиту (духовную аристократию) и массу. Последняя лишена способности к самооценке и в результате нетребовательна к себе. Человек «массы» посредствен, скучен и желает оставаться таким, какой он есть, быть «таким, как все». Масса, следовательно, представляет собой совокупность индивидов, ориентированных на жизнь в массе.

Основные произведения: “Старая и новая политика”, “Размышления о Дон Кихоте”, “Бесхребетная Испания”, “История как система”, “Восстание масс” и другие.