Готфрид Вильгельм Лейбниц

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) придавал большое значение математическим методам и считал, что они идеально подходят для того, чтобы из нескольких фундаментальных принципов выводить любые суждения. Он подразделял истины, познаваемые человеком, на две разновидности: первая – это истина , которую можно вывести логически посредством разума, вторая – это истина , которую можно доказать с помощью эксперимента. Истины первого типа он назвал вечными истинами, или истинами разума, а истины второго типа – истинами факта, или возможными истинами. Он утверждал, что залогом достоверности истины разума являются принцип идентичности и принцип противоречия, тогда как достоверность истины факта обеспечивается принципом достаточного основания, который гласит, что "ни одно явление не может оказаться истинным или действительным без достаточного основания".

Однако такое определение истины относится только к человеческому интеллекту, в то время как Божественный Разум постигает даже то, что считают истиной факта. Поэтому, в конечном счете, истины разума следует рассматривать как идеальные.

Лейбниц утверждал, что истинная субстанция – это монада, являющаяся "живым зеркалом Вселенной", которое отражает Вселенную. Он понимал под монадой не имеющую пространственной протяженности субстанцию, обладающую восприятием и памятью, благодаря чему возникает апперцепция как скопление мелких бессознательных перцепций. Монады разделены на три ступени: "простая монада" (или "спящая монада") – на материальной ступени, "душа" (или "чувствующая монада") – на ступени животных, которым присущи ощущение и память, и "духи" (или "разумные души") – на стадии человека, обладающего универсальным познанием. Кроме того, имеется Монада высшей ступени – это Бог.