Функции знаков

На основе обобщения литературных данных и исследований можно определить шесть функций знаков и знаковых систем в деятельности человека:· сигнальную — как побуждение к деятельности: знак выступает в роли сигнала;· наглядно-образную — как опору для внешней и внутренней наглядности при решении оперативных задач в деятельности (знаки-признаки, знаки- символы, иконические знаки);· информирующую — о состоянии и характеристиках обозначаемых предметов и явлений (кодовые знаки);· интегративную — объединение и уплотнение информации в знаке или ЗС за счет обобщения в числовом значении и многомерности используемых знаковых систем (сложенные знаки);· структурирующую — организующую и настраивающую систему приема и переработки знаковой информации;· коммуникативную — как средство организации данного общения.Результатом переработки информации является формирование образно-понятийной модели деятельности, а также оперативных образов, отражающих взаимосвязь знаков и обозначенных предметов.Процесс формирования этой модели имеет три ступени: • выделение информативных блоков (формирование семантических групп и комплексов, которые обеспечивают наибольшую эффективность решения задачи); • формирование на основе информативных блоков семантического поля и пространства, наиболее характерного для данного типа деятельности; • локализация информативных пунктов путем мысленного установления пространственно-временных ориентиров или опорных осей, которые необходимы для определения взаимосвязей обозначаемых объектов.Наглядность нами рассматривается в двух аспектах: как сходство знака с внешним видом обозначаемого предмета (внешняя наглядность) и как отвлечение и выделение из объекта наиболее существенных сторон и отношений, необходимых для успешного решения задачи в деятельности, и представления их в знаке таким образом, чтобы они давали возможность сразу воспроизводить полезную информацию, как бы «видеть» решение задачи (внутренняя наглядность).Таким образом, при формировании образно-понятийной модели деятельности создается информационная система зрительных образов, вербальных и семантических компонентов, которые объединяются для решения определенных оперативных задач и выполняют в этом процессе разные функции: познавательные и управляющие.