Философские основания славянофильства

Страница 1

Проблема целостного постижения вариативности и преемственности конкретных исторических форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метафизического смысла, выявления места и перспектив развития России, привлекала внимание представителей и противоположного западничеству течения русской философской мысли - славянофильства.

Славянофилы считали необходимым выстраивать всю стратегию дальнейшего развития России на основе и учетом исторического опыта и традиций народа. Они неоднократно выступали против слепого, безсинтезного заимствования западноевропейских образцов развития, утверждая, что у нашей Родины свой, отличный от Запада исторический путь. Именно, исходя из подобных рассуждений, выстраивается вся историософия славянофильства.

Славянофилы предполагали, что человечество первоначально обладало общностью сознания, которое под воздействием разного рода внешних факторов была утрачена. Утрата человечеством былого единства, разъединение и раскол единой некогда человеческой общности является, по мнению славянофилов, роковой тенденцией развития истории. Основным проявлением этой тенденции является все более отчетливо просматриваемое смещение баланса органичной целостности рационально-логического и интуитивно-чувственного в человеке. Потеря "целостности личности" в результате чрезмерного возвышения рационально-логического элемента повлекло за собой ограничение свободы творческого начала в человеке и усилению значения "внешней необходимости". Всё это заложило фундаментальную закономерность в истории человечества, определив борьбу двух начал - внутренней свободы, понимаемой как устремленность личности к творчеству ("иранство"), и внешней необходимости, символизирующей господство материальных интересов над духовными ("кушитство"). Именно борьба этих двух начал, по мнению Хомякова А.С., Киреевского И.В. и Аксакова К.С., является основным содержанием мировой истории[3].

В наиболее яркой форме противостояние "иранства" и "кушитства" просматривается в истории Европы и России. Вся европейская история представляется как процесс увеличения роли "вещественности" и "внешней необходимости", сопровождающейся рационализацией всех жизненных проявлений человека. Принципиальное изменение соотношения "свободы" и "вещественности" произошло с момента разделения христианской церкви на Католическую и Православную. В результате раскола единой церкви произошла существенная трансформация самой веры, подмене "живой веры" на "логическое убеждение", что привело к росту индивидуализма и разрушению органичности общественного устройства. Именно в связи с разобщенностью личностей, по мнению славянофилов, в Европе так остро стоит проблема социального неравенства, и так часто делаются попытки изменить политическое устройство насильственным, внешним по своей природе, путем. Единственным выходом из сложившегося положения для Европы может стать только внутреннее возрождение народа посредством восстановления утраченной "целостности личности".

В России иное соотношение "внутренней свободы" и "внешней необходимости". В отличие от Европы, где торжество "вещественности" просматривается во всех сферах человеческой деятельности, в России преобладает "внутренняя свобода и духовность". Подобное положение стало возможным, прежде всего, вследствие сохранения в православии основ истинной христианской веры, что позволило сохранить "общество как живое единство…, в котором каждая личность отказывается от своего эгоистического обособления не из взаимной выгоды,… а из-за того общего начала, которое лежит в душе человека…".

Однако, утверждая сохранность основ христианства, славянофилы были далеки от идеализации современной им России. Более того, все они считали, что с XVIII века и до современности (первая половина XIX века) в России все более отчетливо начинает прослеживаться влияние на жизнь людей “вещественности" и “внешней необходимости”. Подобное положение стало возможным вследствие раскола русского общества, произошедшего в результате социально-экономических и культурных преобразований Петра Великого. Именно с этого времени в среде проевропейски настроенной части русского общества распространяется театрально-формализованное отношение к миру, появляются первые признаки рациональности и "отвлеченности мышления". Все эти симптомы "европейского недуга" - результат неосторожного заимствования западноевропейского опыта.

Осознание славянофилами угрозы "торжества внешней необходимости", исходящей от Европы, заставило их задуматься о месте и роли России, как впрочем, и любой другой страны, в мировой истории. При разрешении этого вопроса славянофилы исходили из тезиса о самобытности и уникальности исторического пути каждого народа, страны или цивилизации. Историческая самобытность народа определяется, прежде всего, его традициями и обычаями, которые в совокупности с общностью веры формируют особенности поведения и мировосприятия. Взаимодействие уникальных по своей природе народов составляет историю человечества. Таким образом, славянофилы, размышляя о месте и роли России в мировой истории, придерживаются принципа соборности, провозглашающего "свободу и единство в многообразии".

Страницы: 1 2