Джон Локк (1632 – 1704)

Английский философ – просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно – политическую доктрину либерализма. Родился в пуританской семье мелкого земледельца. Окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем преподавал, занимался экспериментальной химией, метеорологией и медициной. В 1668 году избран в Лондонское королевское общество. Став в 1667 году домашним врачом, а затем секретарем лорда Эшли – видного общественного деятеля времен Реставрации, Локк приобщается к активной политической жизни.

В центре философии Локка лежит теория познания, развитая в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона и противостоящая картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластической философии. На взгляды Локка оказали также влияние идеи Гассенди, Бойля, Сиденхема, и Ньютона. Главное сочинение – «Опыт о человеческом разуме», над которым Локк работал около 20 лет. Согласно Локку не существует врожденных идей и принципов – ни теоретических, ни практических, включая идею бога, а все человеческое знание проистекает из опыта – внешнего и внутреннего. В основе знания лежат простые идеи, например возбуждаемые в уме различными качествами тел – первичными, с которыми эти идеи сходны (протяженность, движение, фигура, плотность), или вторичными с которыми идеи не сходны ( цвет, звук, запах). Посредством соединения, сопоставления абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы,субстанции и отношения). Локк различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Локк определяет как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначенных ими вещей. Познание Локк делит на интуитивное, демонстративное и сенситивное.

Идеи Локка сыграли огромную роль в истории философской и общественно – политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние в Великобритании на Толанда, Пристли, Беркли и Юма, во Франции – на Вольтера, Кондильяка и в особенности на материалистов 18 века – Ламетри, Гельвеция и Дидро.

Основные произведения: «Два трактата о государственном правлении», «Разумность христианства», «О пользовании разумом», «Исследование мнения отца Мальбранша о видении всех вещей в боге» и другие.