Динамика исторического развития деятельности

На ранних стадиях антропогенеза цели человеческой деятельности, как и поведения животных, ограничивались удовлетворением биологических потребностей. Но животные для достижения этих целей пользуются "готовыми", данными им природой средствами (зубами, когтями, крыльями и т.д.). А человек сам создает и совершенствует

используемые средства. Поэтому для человека создание и совершенствование средств деятельности становится промежуточной целью

на пути к конечной цели.

Чем более эффективны средства деятельности, тем она успешнее. Простота достижения цели при наличии необходимых для этого средств ведет к перемещению внимания человека от цели к средствам.

Промежуточная цель - создание средств - постепенно выдвигается на первый план, и когда обладание средствами делает путь к цели достаточно легким и надежным, главным содержанием деятельности становится создание ее средств. В результате происходит то, что Маркс называл "оборачиванием метода": деятельность по созданию и освоению средств и методов достижения цели обособляется в самостоятельную форму деятельности. В последней то, что было промежуточной целью, превращается в конечную цель. А то, что прежде было конечной целью, начинает рассматриваться лишь как промежуточная цель, достижение которой является условием для движения к новой конечной цели.

Такого рода "оборачивание" объясняет развитие человеческой деятельности. Деятельность как специфически человеческая форма активности выступает в процессе антропогенеза вначале в качестве средства, с помощью которого человек сохраняет и поддерживает свою жизнь. Затем она постепенно превращается в цель, ради которой он живет. Человек когда-то научился действовать, чтобы жить, теперь он живет, чтобы действовать.

"Оборачивание", в результате которого создание средств для достижения какой-то цели со временем становится самостоятельной целью

и выделяется в особую форму деятельности,

происходит на протяжении всей истории общества.

Духовная деятельность возникает как средство, помогающее людям совершенствовать и

делать более успешной практическую деятельность по добыче материальных благ; но с развитием общества она превращается в самостоятельную область деятельности, имеющую своей целью удовлетворение духовных потребностей людей. На этом пути образуются такие сферы человеческой деятельности, как искусство, наука, политика и др.

Аналогичным образом игра из деятельности, целью которой является развитие физических и умственных способностей человека, превращается в спорт как особую сферу деятельности. В спорте развитие способностей рассматривается уже не как цель, а как средство достижения высоких спортивных результатов.

То же самое происходит и с учебой: исторически она сначала осуществляется в ходе практической деятельности, а затем обособляется от нее в связи с тем, что приобретение знаний (средство) для будущего труда из промежуточной цели обращается в конечную; труд же часто начинает служить уже не целью, а средством приобретения знаний.

Творческая деятельность также вследствие "оборачивания" имеет тенденцию превращаться из средства в высшую цель жизни человека, в творчество как самоцель.

Таким образом, человеческая деятельность развивается, превращая свои средства в цели, а цели - в средства. С этим связаны ее дифференциация, происхождение и развитие ее разнообразных видов. На этой основе в ней возникают все новые и новые цели и создаются все более мощные и совершенные средства и способы их достижения.

Развитие человеческой деятельности не может остановиться, так как движущие силы ее развития лежат в ней самой.