Диалоги.

Страница 1

Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров.

Своего философского учения Сократ

в письменную форму не облекал, но рас­пространял его путем устной беседы. Не ограничиваясь руководящей ролью в пределах своего философско-политеческого

кружка. Гуляя по Афинам на площадях, в местах общественных собраний, на улицах - вел "беседы".Он рас­сказывал о своих религиозно – нравственных

проблемах, в чем по его мнению заключается моральные нормы и вел пропаганду своего этического идеализма. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа

. В Беседах и дискуссиях Сократобращал внимание на познание сути доброде­тели.

Как может быть человек, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть “нравственное”,

является для него предпосылкой нравственной жизни и дос­тижения добродетели. Для Сократа мораль сливается с знанием. Нравствен­ность - знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Нравст­венный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее",служащее основной всех част­ных добродетелей.

Задаче нахождения "всеобщего"

должен был, способствовать его особый фи­лософский метод. "Сократический"метод, его задача обнаружение "истины"

путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической "диалектики". "Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений яв­ляется лучшим средством обнаружения истины".

Если учения Гераклита

о борьбе противоположностей, как о движущей силе развития природы, сосредоточение своего внимания, главным образом, на объективной диалектике, Сократ

, опираясь на элейскую

школу (Зенон)

и со­фистов

(Протагор),впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части “сократического"метода: "ирония"

и "майевтика”

- по форме, "индукция"

и "определение"

- по содержанию.

"Сократический"

метод - это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. Что и является сократовской "иронией".

Но он не ставит своей задачей только “ироническое”

раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью до­биться "истины".

Продолжением и дополнением "иронии"служила "майевтика" - "повивальное искусство"Сократа (намек на профессию своей матери). Он говорил, что как бы помогает своим слушателям родиться за­ново, познанию “всеобщего”

как основы истинной морали. Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям Основная задача "сократического"

метода - найти "всеобщее"

в нравственно­сти, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных доброде­телей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной "индукции" и "определения". "Индукция" и "определение"в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга.

1

."индукция"- это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения

2

. "определение"

- это установление родов и видов, их соотношения.

Истина и нравственность для Сократа

- понятия совпадающие. “Между мудро­стью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит пре­красное и хорошее, руководствуется этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его . Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступки осно­ваны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая дру­гая добродетель есть мудрость".

Страницы: 1 2