Деятельность человека в зеркале культуры

Страница 2

К размышлению.

Не отсюда ли - из возникшего в давние времена разного отношения к человеческой деятельности - происходит сохраняющиеся до наших дней особенности восточной и западной культуры? Но почему в древности на Востоке (в Китае, Индии) и на Западе (в Греции) человеческая деятельность стала оцениваться по-разному?

Среди всех видов человеческой деятельности у древних греков особым почтением пользовалась деятельность интеллектуальная и притом бескорыстная, которой занимаются для удовольствия, а не ради оплаты. В культуре Рима отношение к человеческим делам становится более утилитарным: ценится то, что приносит практическую пользу, доходы. В эпоху падения Римской империи, когда рушился общественный порядок и всюду воцарялась неразбериха, внушавшая неуверенность и страх перед завтрашним днем, получили популярность два противоположных взгляда на деятельность людей. Философия скептицизма

утверждала тщетность человеческих усилий и возводила в ранг мудрости пассивно-наблюдательное отношение к жизни. Философия стоицизма

настаивала на том, что каждый должен прилагать все силы, чтобы выполнять обязанности, выпавшие на его долю по велению судьбы, ставя превыше всего принципы долга и добродетели.

Христианская религия создала предпосылки для более глубокого проникновения в мир человеческой души, чем это было в античной культуре. В христианской культуре деяния личности стали оцениваться не только по их. результатам, но и по лежащим в их основе "движениям души" - побуждениям, стремлениям, желаниям. Важно, чтобы поступки человека были "богоугодными", совершаемыми по доброй воле и "во славу Господа", а насколько велики дела, которые выполняет человек, - это вопрос второстепенный. Религиозная традиция не придает существенного значения практической эффективности богоугодных дел.

Согласно христианскому учению, малые дела столь же значимы перед судом Божьим, как и большие, когда это дела добрые и человек вкладывает в них душу. "Блаженны нищие духом", если они, не будучи способными сотворить нечто великое, в меру своих скромных сил творят добро. Они больше заслуживают Божьей милости, чем "великие мира сего", чванящиеся своей широкой благотворительной деятельностью. Копейка, поданная нищему бедняком, имеет для Бога более высокую ценность, чем золотая монета, брошенная богачом.

В христианстве и исламе так же, как в буддизме, созерцательный образ жизни рассматривается как более подходящий путь к святости, чем активная деятельность. Отшельник, отказавшийся от участия в "мирской суете", истязающий себя веригами и занятый лишь молитвами, или столпник, проводящий многие дни в стоянии на столбе, - это люди, выключенные из активной деятельности, направленной на благо обществу. Однако их "не деяние" богоугодно и оценивается с религиозной точки зрения как сподвижничество, возвышающее личность больше, чем повседневный общественно-полезный труд.

В наше время человеческая деятельность достигает космических масштабов. Люди преобразуют облик своей планеты и уже приближаются к тому, чтобы выйти за ее пределы. Но каких-нибудь сто-двести лет назад мысль о столь могущественных возможностях человека мало кому приходила в голову. Считалось, что только боги способны вносить какие-то изменения в устройство мира. Люди же не в силах переделать установленный на Земле Богом порядок как в природе, так и в обществе, и даже мечтать об этом греховно. Ибо тот, кто хочет усовершенствовать сотворенное Богом, выступает против замысла Божьего, проявляя тем самым непомерную гордыню и впадая в смертный грех. Католическая церковь и сегодня крайне отрицательно относится к генной инженерии, абортам и тому подобным способам человеческого вмешательства в то, что должно быть согласно Божьей воле.

В течение многих веков в сознании людей прочно держалось убеждение, что человек - это "раб Божий" или, по выражению Б. Паскаля, "мыслящий тростник", ничтожная былинка в руках высших сил. При этом казалось само собою разумеющимся, что человеческая деятельность вращается в ограниченном круге дел, связанных с жизнеобеспечением, и не может выйти из этого замкнутого круга. В этом отношении она представлялось не слишком отличной от действий, которые предпринимают для своего жизнеобеспечения другие живые существа. Особенность ее связывали лишь с тем, что человек старается руководствоваться в ней разумом.

Страницы: 1 2 3