Бытие мира, включающего человека

Материалистическое решение проблемы бытия предполагает существование мира вне и независимо от существования человека, являющегося, однако, частью этого мира. Здесь бытие отчетливо расслаивается: мир и есть человек, в нем живущий. Актами предметно-практических преобразований человек существенно изменяет окружающую действительность. Большинство окружающих нас вещей произведены людьми. В чем же состоит отличие "второй природы" от первой? Специфика бытия предметов "второй природы" и ее как целого состоит в том, что это совершенно новая по сравнению с первой природой комплексная (природно-духовно-социальная) реальность.

"Вторая природа" - мир единый и в то же время чрезвычайно многообразный. Это орудия труда от самых первых, простых, созданных человеком на заре цивилизации до сложнейших современных машин и механизмов, средств транспорта и коммуникаций. Это предметы, окружающие нас в быту.

Отличие бытия предметно-вещевого мира культуры от бытия природных вещей в том, что бытие "второе природы" по существу есть социально-историческое, именно цивилизованное бытие. Вещи "второй природы", живя природной жизнью, проживают и другую жизнь: они обретают особое место в бытии человеческой цивилизации.

Вначале, когда человечество было малочисленно, а орудия труда малопроизводительны, эти изменения в планетарном масштабе были не слишком заметны. Но с переходом к земледелию и с позднейшим стремительным развитием техники эти изменения становились все более и более существенны. Ныне обнаружился глубокий разлад между искусственной средой и природным миром, в котором страдают обе стороны: антропогенная деятельность разрушает экологическую целостность природы, а нарушенная гармония оборачивается непредвиденными катаклизмами опустынивания, невиданных заболеваний и т.д. Нависла угроза самому существованию человечества. Уничтожит ли оно само себя и все окружающее собственными руками или сможет восстановить утраченную гармонию бытия?

На этот вопрос, помимо пессимистического, есть три основных конструктивных ответа.

Первый рецепт - обратно в пещеры, т.е. к естественной жизни. Второй исходит из необходимости антропогенных катаклизмов и состоит в идее генетического и иных изменений самого человека с тем, чтобы неблагоприятные факторы оказались благоприятными, т.е. с помощью генной инженерии изменить самих себя. И третий, единственно приемлемый, по моему мнению, заключается в создании новых осторожных и безотходных технологий, в значительных затратах на восстановление экологической гармонии. Человек не откажется от преимуществ цивилизации и от дарованной ему природой биологической сущности, но ему придется, охраняя себя как вид, охранять и всю гармонию бытия.