Августин Блаженный (354-430)

Родился в римской провинции Нумидия. Его отец римский гражданин Патриций, был мелким землевладельцем. Мать, Моника была крестьянкой и настояла, чтобы произошло крещение сына, прямо перед смертью.

Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло - не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага.

Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений – Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее.

Августин специально подчеркивал отличие так понимаемого Бога от судьбы, фортуны, и занимающих столь большое место не только в древности, но и по сию пору.

Вечность же мыслится Августином так: в мире мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима от Бога. Между тем в вечном нет ни переходящего, ни будущего, ибо, что проходит, то уже перестает существовать, а что будет, то еще не начало быть.

Говоря о деяниях Бога, мыслитель подчеркивал его всеблагость. Но в мире творится зло. В неоплатонизме зло рассматривается как отрицательная степень добра. Опираясь на тексты Священного Писания, где говорится о доброте Творца, Августин доказывал, что все сотворенное им в той или иной мере причастно к этой абсолютной доброте: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в товарную определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро.

Большое влияние на последующую христианскую философию оказало учение Августина о божественной благодати в ее отношении к воле человека и о божественном предопределении.

Размышляя о социальной реальности, в частности о богатстве и бедности, Августин утверждал, что имущественное неравенство людей – неизбежное явление социальной жизни.

Основные произведения: «Против академиков», « О жизни блаженной», «О порядке», «Монологи», «О количестве души», «Об учителе», «О бессмертии души», « О граде Божием» и другие.