Артур Шопенгауэр (1788 – 1860)
Немецкий философ – идеалист. Основное сочинение – «Мир как воля и представление», Кантовские априорные формы – время, пространство, категории рассудка – сводятся Шопенгауэром к единому «закону достаточного основания», Субъект и объект рассматриваются в качестве соотношения моментов, из которых складывается мир, как «представление»с другой стороны, мир, взятый как «вещь в себе» представляет у Шопенгауэра как слепая безосновная «воля к жизни», которая дробится в бесконечном множестве «объективацией». Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству, выражается в непрекращающейся «войне всех против всех».В то же время множество объективаций воли существует и как иерархическая целостность, отражающая иерархию идей – адекватных объективации воли.
Высшая ступень в ряду объективации воли – человек, существо, наделенное разумным познанием. Каждый познающий индивид осознает себя всей волей к жизни, все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная организация не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Преодоление эгоистических импульсов осуществляет, по Шопенгауэру в сфере искусства и морали. Искусство – создание гения, основывающее на способности «незаинтересованного созерцания» в котором субъект выступает как «чистый безвольный» субъект, уже не воспроизведение идеи, а непосредственно отражение самой воли. Подчеркивая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой «воле и жизни» с ее бессмысленностью и вечной неудовлетворенностью, Шопенгауэр в противовес Лейбницу называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение – «пессимизмом». Подлинным основанием морали Шопенгауэр считал чувство сострадания, благодаря которому обманчивая видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего. Иррационалистическая и пессимистическая философия Шопенгауэра, не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространенность со второй половины 19 века, явившись одним из источников философии жизни предшественников ряда концепций глубинной психологии; влияние Шопенгауэра испытали Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Мани и другие. В 1911 г. во Франции основано Шопенгауэрское общество.
Основное произведение: «Жизнь как воля и представление».