Априоризм — исходный пункт критической философии

«Критический» период своего творчества Кант исследует прежде всего проблемы гносеологии. Основной вопрос теории познания основоположника немецкой классической философии: «Как возможно научное знание (какие предпосылки нужны для его достижения)?».

Мыслитель считает, что, прежде чем разрабатывать теоретические положения философии, морали, натурфилософии, прежде чем вообще познавать, необходимо исследовать познавательные способности и установить, как далеко может простираться компетенция разума, способно ли познание открыть истину. В критике познавательной способности человека он видит свою задачу, ограничивая исследование познания внутренним миром субъекта. Знание, по Канту, есть суждение, т. е. соединение представлений и понятий в сознании. Подлинным философ считает знание, характеризующееся признаками всеобщности и необходимости. Однако данными признаками обладает далеко не всякое знание. Им не могут обладать суждения, полученные из опыта. Опыт ограничен., Посредством опыта можно познать лишь отдельное, единичное, но из него невозможно вывести необходимое и всеобщее. «В месте со всей своей эпохой Кант требует от знания абсолютных совершенств: абсолютной необходимости и абсолютной всеобщности. На меньшее он не согласен. И точно также — в согласии с логической наукой своего времени — Кант не знает никаких других логических методов опытного знания, кроме метода простой индукции»(7, c95).

Как же объяснить в таком случае факт существования положений математики и естествознания, обладающих всеобщими и необходимыми признаками? Очевидно предполагает философ, существует другой источник познания кроме опыта, и соответственно другой вид знания, кроме знания опытного (апостериорного). Этот другой вид знания есть знание априорное, т. е. независимое от опыта. Все необходимые и всеобщие суждения являются априорными. А источник априорного знания — сама структура человеческой познавательной способности). «Вполне возможно,— пишет Кант,— что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой .».

Как видно Кант ставит диалектическую проблему перехода от чувственного" к рациональному и проблему перехода от эмпирического к теоретическому. В решении же поставленных диалектических проблем Кант остается на позициях метафизики, ибо не видит диалектического характера процесса познания. «Это противоречие между постановкой проблем диалектики и "метафизическим подходом к их решению составляет одну из основных особенностей «Критики чистого разума» и всей кантовской философии вообще»,— отмечает Т. И. Ойзерман(7, c113).

Неизбежным для Канта был и априоризм, ибо философия того времени не знала критерия материальной практики. Тогда как только обращаясь к практике можно объяснить возможность и необходимость перехода от знания единичного к знанию общего. Кант объявляет существующими извечно, априорными выработанные многовековым развитием науки и практики человечества знания, отвлекаясь от истории их развития. В действительности же все, без исключения, всеобщие и необходимые положения имеют своим источником объективную действительность. Все науки развиваются в зависимости от практического опыта человечества, от реальных потребностей. Иллюзия независимости общих законов наук от материального мира, абсолютизация этой независимости и явились основой кантовского априоризма. Итак, единственный источник теоретического знания, или, что-то же самое, необходимых и всеобщих суждений, согласно Канту,— априорное усмотрение. Конечная цель всего нашего познания — это априорные синтетические суждения, т. е. суждения, расширяющие наши знания. Но как они возможны? Ответ на этот вопрос Кант пытается дать в своей гносеологической системе.