Абу Насыр Аль-Фараби (870-950)

Аль-Фараби родился в 870 г. в городе Фараб, что находится на берегу реки Сырдарьи при впадении в нее реки Арыс. Полное имя Аль-Фараби — Абу-Насыр Мухаммед Ибн Мухаммед ибн Узлаг ибн Тархан Ал-Фараби Узлаг. Место его рождения — древний казахский город Отрар — арабы называли Барба Фараб, т.е его имя переводится как Абу Насыр — выходец из Фараба. Сейчас данный город находится на территории Шаульдерского района Шымкентской области.

Естественно-научное образование получил в Багдаде, Халебе (Алеппо). Астрономия, логика, теория музыки, математика, этика, медицина, психология и право - вот перечень его интересов. Автор около 160 трактатов, охватывающих самые различные отрасли знаний. Фараби побывал практически во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом. Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь покровительством Сайф ад-Давля Хамдани, но предпочитал жить вдали от дворцовой суеты. Фараби скончался в Дамаске в возрасте 80 лет и похоронен за Малыми воротами.

Отдавая приоритет политической этике и философии, поскольку благодаря им возможно достижение подлинного счастья, Фараби противопоставляет добродетельный город невежественным городам. По Фараби, счастье - это абсолютное благо. Но, осознать, что такое счастье, сделать его целью, и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разумной теоретической части души. На это способны только мудрецы. Хотя большинство людей представляют счастье в воображаемых образах.

Центральное место в этической концепции Фараби занимает категория добра. Мыслитель в «Социально-этических трактатах» считал, что добро, являясь атрибутом сущности, заключено в самой материи, а зло, в отличие от добра, связано с небытием. В "Большом трактате о музыке" исследует вопросы "науки музыки" (от характеристики структуры музыкального звука и вплоть до связи музыки с поэзией). Мыслитель в своих музыковедческих трудах всесторонне обосновал положение о положительных свойствах музыки и ее воспитательной роли. Фараби анализирует различные степени таланта человека, проявляющиеся в процессе создания музыки различных жанров. Он полагал, что прекрасное присуще самой действительности, оно - отражение реально существующих явлений бытия, социальной жизни.

Основные произведения: «Социально – политические трактаты», «О достижении счастья», «Большая книга музыки» и другие.